В этом блоге будет все, чем мне хочется поделиться с односельчанами...

пятница, 30 ноября 2012 г.

Из истории села. Рыбалка.


Письмо- воспоминание Владимира Жакова о детских годах.


Рыбалка.
                         


  С самого осознания нашей жизни в Ильтяково очень сильные впечатления производила рыбалка. Во- первых, потому, что рыбы было достаточно много. В Ильтячихе водились: чебаки, окуни, щуки, караси,  налимы, лини, какие то кусачки(это мелкая рыбка),  Это была дополнительная пища, по тем временам достаточно солидная часть еды. Помню я ещё похлёбку из крапивы, да повалиху из муки – это просто жареная с растительным маслом мука на сковородке. Повалиха жарилась и мешалась, получалось на вид примерно как манная каша. Вот было вкусно! Это мама изощрялась, кормила нас. А тётя Наташа угощала нас крахмальными лепёшками из мороженой картошки, которую собирала весной на  огороде от оставшегося в земле осеннего сбора урожая.  Эту мороженую картошку тетя Наташа сушила на крыше на солнце, потом как- то перерабатывала и готовила вкусные лепёшки. А то наедимся жмыха кукурузного, это отжим кукурузных зерен. Нам иногда доставалось откуда то. Привезут целое колесо, похожее на жернов, поставят в сенки, ну вот мы понемногу отламываем и едим. Всё какая- то еда.
  Летом, конечно, было веселее, чем зимой. Когда спадет вода и освободятся огороды, начинаем после копки огорода, посадки всего того, чем можно кормиться заниматься своими делами. Мы не ленились и вместе с мамой копали огород, после школы и в выходные. Однажды мама копала огород и вдруг увидела  кольцо блеснуло. Она говорит: «Ну, вот и нашла золотое кольцо!» А когда очистила от земли и протёрла, то оказалось действительно кольцо и притом золотое, была написана на нём какая-то  высокая проба.  Мама это кольцо потом носила. 
  Вот, посадив огород, вырастив гусят, прополов грядки с луком, огурцами, морковкой, появлялось свободное время для рыбалки. А рыбачил я так: называлось это «силить» от слова СИЛОК. Попросту это петля. То есть, ловить рыбу петлей. Но петля (силок) делалась нами из не очень тонкой медной проволоки (толщиной примерно 0,3 – 0,5 мм), уж где только мы её в то время доставали сам не знаю. Привязываешь такую петельку – силок  на конец палки похожей на удилище длиной 2- 3 метра и можно идти «силить» на речку. А «силили» этим силком на Ильтячихе на мелких местах у  берегов только щучек, щурагаек, щук (это всё названия щуки). В то время, когда мы жили, я уже говорил, что рыбы привозили рыбаки полными батами. Да и Ильтячиха была в то время чистой и почти вся вода была покрыта лопухами большими и малыми. Большие подразделялись на желтые кувшинки и балаболки с красивыми бело розовыми цветами. А мелкие лопухи называли мы лопушками, у них во время цветения были небольшие желтые цветы, и когда их много, то на реке, как на клумбе сплошь желтизна от этих цветов. Вот в такое время, когда подрастут щуки и зацветут лопушки я, да и другие ребятишки ходили «силить» щучек. А щука по своей породе хищница и иногда стоит в воде притаившись за каким нибудь лопухом, или на дне, на песке, в траве и прочих потаённых местах. Стоит и ждет добычу, чтобы напасть и проглотить мелкую рыбешку. Вот в это- то время, мы, закатав штаны выше колен, взяв в руки силок на палке, шли по берегу очень осторожно подкрадывались к стоящей щучке и так как в то время вода была прозрачна почти до дна, нам всё было видно. И как она(щучка) стоит и как она повёрнута, и на какой глубине, за какой лопушкой, всё было видно. А она тоже видит нас и старается от нас убежать. Вот иногда, в зависимости от опыта ловца и небрежности самой щучки, удаётся проовлочную петлю в воде одеть на голову щучки и дернуть вверх. Если всё сделано удачно, то петля затягивается за головой щучки (в районе жабр) и я счастлив, выдергиваю на берег щучку из реки. 
  Ближе к осени щучки превращались в щурагаек и щук. Иногда удавалось за утро( к маминой жарехе у плиты) поймать  даже до пяти штук. А если повезет, то и больше, да и размером под 30 сантиметров. А ещё ловили в Сорках, это на лугу. Там была небольшая протока среди кустов, и когда большая вода спадала, оставались  небольшие озерочки, вернее лужи, которые мы проходили почти вброд. Вот в этих лужах оставались тоже щучки и прочие рыбы. Мы закатаем  штаны и бродим по этой луже, всё взмутим, а потом ловим руками щучек и кого нибудь ещё. Потому- что, когда вода мутная рыба не видит и плавает наверху высунув голову из воды. Вот тогда то мы их и ловим руками. А уж про рыбалку пестерями карасей на Ильтячихе как неводом,рассказывать можно много и долго.



12 комментариев:

  1. Посмотрел на фото и захотелось определить место, с которого фото сделано. Это наверно с Завалка сделано. А впереди слева, на повышенном берегу, наверно и был наш огород.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, там примерно. Фото сделано с омута, нашего любимого места для купания.

      Удалить
    2. От места, где сделано фото, сзади, то есть вверх против течения, был плавёж, то есть место, где реку переплывали коровы, я чуть не утонул, когда учился плавать. Дело было так. Я сначала плавал вдоль берега на довольно приличное расстояние и друзья подговорили, что ты и переплыть уже можешь реку на том плавеже. Ну я и решил попробовать вместе с ними поплыть на тот берег. Всё было чудесно, я успешно переплыл, и конечно был рад этому с Аркашкой Коровиным мы купались и ещё с кем то, не помню. Порадовались, ну и на радостях рванули обратно. Вот и я с ними, да что то в конце, уже когда почти доплыл обратно, не стали слушаться руки и ноги. Я что то замычал или заревел, но вовремя под меня поднырнул Аркашка и вытолкал меня туда, где я уже доставал ногами дно. После этого самого первого "переплыва" я опять вдоль берега плавал. А потом немного погодя совсем "озверел" и стал плавать уже в любом месте. И этот омут, про который вы говорите, тоже был нашим излюбленным местом купания. И мы его звали "завалок" почему то. А "Омутом" звали действительно омут в деревенском краю, про который все говорили, что он глубокий. Остальные места не так котировались. Еще купались на повороте, который виден на фото. Там посредине реки было такое твердое дно и не глубоко, такая ровная площадка, без травы, да и по соседству был огород. Правда пройти к этому месту приходилось через лопухи.Редко купались посредине деревни на опять же плавеже, примерно перед оз Королёвым. Вода тогда была чистая и лопушек и лопухов было значительно больше, даже всю реку перекрывали во многих местах. И не было черной воды, как сейчас. А так места называли "Перебор", "Черная яма", "Брода". Дальше за Ильтячихой называли старицы Исети - Ширь, Коркино, Косино. Это в сторону Плоской. А Исеть подразделяли на Тихую и Быструю.

      Удалить
    3. Как хорошо вы, Владимир, все помните!Столько интересных фактов и подзабытых названий! По вашим письмам можно историю села изучать. Комментарии ваши я соберу и отдельным постом опубликую, а то здесь их не все увидят!

      Удалить
  2. П.С. Этот комментарий я отношу к первому фото

    ОтветитьУдалить
  3. Какое сочное описание рыбалки, Владимир!.. В Англии рыбаки есть, но рыбу ловят не для еды, а из спортивного интереса, словят и обратно выпускают перед уходом домой...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А для еды в магазине покупают? Или её есть опасно? Или просто добрые такие?

      Удалить
    2. В магазине покупают, а в речках, прудах и каналах, боюсь, рыба ядовитая, уж очень вода грязная! :(

      Удалить
  4. Однажды, когда все ловили удочками рыбу, я тоже засобирался. Где то я достал огромный крючок такой толстый, даже заводской и стал готовить удочку. А удочки это отдельная песня. Даже делали так: сплетали кусочки конских волос из хвоста лошади длиной по 20-30 сантиметров, а потом эти кусочки связывали в длинную леску, так примерно метра на 3-4, привязывали к удилищу, которое обычно делалось из тальника, у которого очищалась кора и оно становилось белым, легким и достаточно прочным. Такие вот изобретательства делались. Крючки и поплавки привозил в деревню старьёвщик, как его тогда называли я не помню. Какое то особое слово, которое я забыл, но потом может быть вспомню. Он привозил и свистульки всякие, даже иногда воздушные шары, ну вобщем всякую мелочь, которую мы получали в обмен даже не за деньги,а за сданные тряпки, кости, кору ивы. Вобщем старьёвщик торговал этими крючками своеобразно. А мы пользовались этим. Он приезжал в деревню на телеге и там всё это наше счастье было у него в чемодане. Собирал у нас всякий товар и уезжал, а мы с новыми крючками собирались на рыбалку. Червей копали на рёлке, после разлива вырастал мурок, это трава такая, которая растет по берегу реки, даже в воде. А там почва илистая и под мурком были классные черви, теперь их называют дождевыми червями. Или, когда жарко, то копали в углу в огороде или около навозной кучи где нибудь. Так что времени особо для баловства не было почти. Вот я приготовив всё для рыбалки на щуку пошёл в Косино. А удочку я приготовил классную. В те времена не было ещё лески, которой теперь завались. Так у меня на щучьей удочке была какая то прочная сплетенная бечевка или шнурок не толстый, но и не тонкий. Скорей всего это была нить для плетения сетей. Прочная и довольно легкая. На конце у крючка был к нитке привязан кусочек проволоки, чтобы щука не перекусила нитку, да еще грузило. Вот пришел я в Косино, ну предварительно перебравшись через Ильтячиху и протоку которая шла из Ильтячихи в сторону Исети, а там такой плёс!!! Около берега лопухи растут, большие жёлтые кувшинки и мелкие лапушки, с желтыми цветами шириной примерно метров 3-4-5. А там на всю ширину реки было широко и чистая вода, видимо глубоко, я никогда не мерял, не приходилось. Вот там то я и забросил простую удочку на червя, поймал чебачка с ладонь или чуть побольше, зацепил большой крючок "щучьей удочки" за его хвост и забросил чебака на нитке за лопухи. Вместо поплавка привязал кусочек палки и стал ждать. Но чебак на привязи не хотел быть на чистой воде и всё время подплывал к лопухам. А я сердился на него и вновь забрасывал его на чистоту. В очередной раз щука не клевала и я, потеряв интерес к такой рыбалке, взял да и стал вытаскивать чебака из реки. И вдруг за ним как выпрыгнет громадная щука, что я даже испугался, с таким шумом, сейчас я бы сказал, как дельфин. Ну я и побросал всё, собрал всё и потопал домой. Такая вот не ловля щуки. Что то пропало настроение и я ушел домой без рыбы, что тоже есть результат. Вот такая вот рыбалка. О баловстве не хотелось думать, хотя некоторые моменты были в нашей той жизни. О них попозже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какие, вы умельцы были! Леска из конского хвоста! Здорово!

      Удалить
  5. О наших проказах и баловстве. Как говорится умереть, не встать. Вот однажды мы играли в войнушку. Команда на команду примерно по 3-4 мальчишки. У нас стоял автогараж такой домик пятистенный, в котором с торца были ворота на дорогу, а внутренняя стенка была убрана. И вот туда на ночь или на зимнюю ночь загоняли машину или колёсник трактор, у которого были большие задние колёса, как у теперешнего Белоруса, только они были железные с большими шипами, да и передние тоже железные Тогда Белорусов не было. Вот у этого гаража не было печи, а отверстие для трубы осталось и ещё было одно отверстие из под крыши. В торце крыши оставалось отверстие прямоугольной формы, там должна была быть дверь для проникновения на крышу, этой дверцы не было, и одна команда забиралась под крышу через него. Гараж стоял примерно там, где сейчас стоит вроде бы водокачка. Ну если по старинному, то рядом с домом Махлягиных. Вот там то и разворачивались наши "боевые действия". Одна команда на земле, а другая под крышей. У нас было заведено, что если я попал в "противника", то его вывел из строя или ранил, и в зависимости от его самочувствия он мог покинуть "поле боя" или остаться раненым и помогать своим бойцам. Так проигравшая команда по истечение боя сдавалась на милость победителя и мы менялись местами. Кто под крышу, кто внизу. И бой продолжался. Вот однажды в команде наверху был Валька "пёсик", такое прозвище было у него. А я был внизу и стоял напротив этого отверстия. Мы бросали друг в друга чем попало, но в основном тем, что лежало на земле. Мы конечно не усердствовали до смертоубийства, понимали, что есть мера, но в этот бросок у меня был кусок кирпича в руках. Я знал, что соперник увернется и я в него не попаду. Вот я стою напротив отверстия и жду, кто же выглянет, чтобы в него бросить камень. Но никто не выглядывал, они же видят сквозь щели нас(разведка не дремала). А я ждал, ждал кого нибудь, да и решил бросить камень в пустое отверстие для "профилактики". Только камень оторвался от руки, как в отверстие высунулась голова Вальки "пёсика" для очередного броска, ну и конечно камень попал в голову ему. Через мгновение под крышей раздался рёв, а мы все находившиеся бросились наутёк и вся война прекратилась. Валька приехал из города, в гости к бабушке. Потом бабушка не нашла кто обидел её внука, а мы через некоторое время продолжали играть с ним как ни в чём не бывало. Тот же Валька однажды, когда военные действия зашли совсем в боевую операцию, а дело было летом и "фашисты" наседали, многие, в том числе и я обзавелись рогатками. Так вот Валька, увидев, что пастух, который пас нашего скота (Павел Рупаков) за Ильтячихой вышел из дома (он приезжал на обед), сел на коня и опять поехал пасти за речку скота, вот тут то Валька с криком "Фашисты" едут! из рогатки запустил в него чугуниной. Конечно Валька был меткий стрелок и попал чугуниной Паше в лоб. Паша на коне погнался за Валькой, но Валька сообразив, что расплата вот вот настигнет, перемахнул через прясло и по картошке убежал от него, а Паша поехал пасти скота дальше. Чугунины мы накладывали в карманы. Разбивали на черепки сломанные чугунные миски, мы их звали чугунки. И вот с полными карманами таскались, стреляли по метам или по воробьям. Вот однажды я шел по деревне, в полной боевой, и решил стрельнуть по воробьям, которые сидели над окошком. Конечно запустил (стрельнул чугуниной)по воробьям, но не попал в воробья, а попал прямо по стеклу. Оно посыпалось, и всё бы ничего, но как то оказалось, что это окно магазина нашего. Ну и влетело мне от мамы за это! Она конечно вставила стекло, но я лишился рогатки надолго. Вот такие вот примеры наших шалостей.

    ОтветитьУдалить
  6. В другой раз, видимо придется рассказать, как мы с Шуркой Павликовым делали электромотор.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL. (Никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели и нажмите -Отправить комментарий-! Спасибо!