В этом блоге будет все, чем мне хочется поделиться с односельчанами...

четверг, 1 ноября 2012 г.

Из истории села. Ильтяковское детство.

Воспоминания Владимира Жакова.

Детство я провёл в Ильтяково. С малых лет, ( я с 1943 года, родился в  Мехонке), сидел за партой чаще всего, потому что девать меня маме некуда было, не было садика, да и няни не было. Она меня даже спрашивала иногда вместо ученика , который, что- то не мог ответить. В общем длинной была моя учёба в Ильтяковской школе, так как пришлось быть учеником с 4-х лет. Потом пришёл работать Иван Лаврентьевич Уваров, и он стал заведующим школой. Мама сменила учительницу Заостровных Елену Евсеевну, которая умерла, и почему- то я немного помню её похороны.
Всё остальное время я проводил в общении с деревенскими ребятами. Особенно дружил с Шуркой Павликовым, его отец Заостровных Павел Иванович работал бухгалтером в колхозе, а правление колхоза было в Калгановой, через которую мы ходили в Кокоринскую школу каждый день. Шурку я звал Павликовым по его отцу, так уж сложилось. Помню, что по соседству жили Кузьминых, Махлягины, Уваровы – Пётр Кириллович и его сыновья, Василий, старше нас, и Анатолий, помладше Василия. С ним дружили мои братья, и он приходил к нам ночевать.
Анатолий погиб в армии на космодроме Байконур во время подготовки к испытанию новой модели ракеты - была же гонка вооружений, и надо было руководству как можно быстрей испытать новую, мощную ракету. В ответ на американские ракеты всех конструкторов гнали на эти испытания, чтобы дать достойный ответ американцам. Вот перед пуском ракеты, во время последних приготовлений, а ракета стояла заправленная, готовая к старту, в нарушение всех правил, по приказу маршала Неделина (он руководил испытаниями) наладчиков – электриков, заправщиков, механиков и КИПовцев - всех, кто там был, согнали вместе на ракету, чтобы все поправили свои недоделки, всё проверили. Во время этих проверок произошёл пуск второй ступени ракеты без команды, по чьей- то халатности или недоработки. При этом ракета, не взлетев со стартового стола, зажгла (взорвала) все остальные ступени, и начался кошмар, где сгорели и погибли девяносто два или более военнослужащих. При этом погиб и Анатолий Уваров, да и сам маршал Неделин. Это показывали по телевизору, но без таких подробностей. Рассказываю об этом так потому, что я сам служил там же, на космодроме Байконур, на той же площадке, где готовили космические ракеты к старту. Я служил совсем рядом с тем местом, где погиб Анатолий Уваров, в пределах прямой видимости, но три года спустя. Там же служили и мои некоторые друзья, и поэтому немного подробностей об Анатолии знаю. Был на его могиле, там стоит обелиск, где написаны фамилии тех солдат, в том числе Уваров Анатолий Петрович, которые там погибли. Такая вот история. Но в то время было всё в секрете, и поэтому мы никто не знали, что случилось там.
Но это было потом, а я, отучившись в Мехонке, поступил в  Шадринский пединститут на физмат,  окончил его в 1964 году и был напрвлен в Петуховский район в одно село директором восьмилетки. Проработав там до ноября 1964 года, был призван в армию. После армии пришёл работать в Мехонскую вечернюю школу. Потом уехал, после того как мама ушла на пенсию, в Тюменскую область, в Исетскую среднюю школу учителем математики и физики, потом работал в Исетской школе- интернте. Там женился, затем переехал работать в село около Богандинки в восьмилетнюю школу, где и закончил работать директором этой школы.
О моей сестре Зинаиде Григорьевне. Она с 1926 г.р., закончила Шадринский педагогический институт в 1947 году, отделение физмат и была направлена в Мехонку, там вышла замуж за Бабкина Ивана Егоровича, работника райкома КПСС. Всю свою жизнь она работала в этой школе, потом была директором этой школы и после выхода на пенсию тоже проживала там до тех пор, пока не умер её муж.  Спустя какое- то время, после болезни глаз (глаукома) потеряла зрение и переехала жить в Курган к дочери Ольге, может, вы её знаете. Последнее время Ольга работала в Курганском институте повышения квалификации учителей в одном из отделов. По фамилии она Афанасьева Ольга Ивановна. Зина и живёт у неё по сей день. Она тоже учила ильтяковских детей, которые после семилетки учились в Мехонке.. Это те, кто учился со мной:Валерий Пелевин, Валентин Уваров .
 
img003
P.S. Добавляю одно из фото, где мама с инспектором из РОНО (мама справа от неё), тут же на фото и я, и мой брат Слава. Я третий слева в среднем ряду, а Слава третий справа тоже в среднем ряду. Рядом слева от Славы, такой маленький мальчик - это Аркадий Иванович Уваров. Крайний слева в среднем ряду Валера Пелевин, а крайний слева в нижнем ряду Аркаша Коровин.
Он иногда зимой, когда все в доме уходили на работу, бегал бегом в школу по снегу босиком метров около двухсот. Прибежит и ноги в парту засовывает, чтобы согреть. Валенок в семье Аркаши на всех не хватало, поэтому прибегал в школу босиком. Аркаша жил в Уваровском краю, а школа была в Середовлянском краю. А ещё был Деревенский край, это в сторону Плоской. Ну, всех я, конечно, не помню, поэтому извиняйте, может, Аркаша Уваров кого вспомнит. А в центре внимания детей на фото, конечно же, наш пёс Бобка, он тоже учился с нами в школе. Такая вот была наша "будня".







1 комментарий:

  1. Даааа, все детки смотрят вниз на собачку... Какая жизнь была у вас, Владимир, богатая на переезды!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL. (Никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели и нажмите -Отправить комментарий-! Спасибо!