Для тех, кто учился или работал в нашей школе, кому наша школа родная, кто не
смог приехать к нам на юбилей.
Из истории Ильтяковской школы.
(архивный материал собран и систематизирован Бахаревой С.А.)
В конце 19 века русское правительство уделяет большое внимание системе образования. В связи с этим по всему Шадринскому уезду начинают открываться «Школы грамоты» не только в больших, но и в маленьких селах.
Из архивных данных известно, что в 1895-1896 годах Священник Кокоринской церкви Павел Иванович Успенский открыл в деревне Ильтяковой «Школу грамоты».В ней обучались 40 человек, 30 мальчиков и 10 девочек. Учителем был сын псаломщика Василий Смирнов. Школа была церковно-приходская. На содержание Ильтяковской школы грамоты от Священного синода поступило111рублей, от церкви 25 рублей.
В 1900 году школа преобразуется в земскую. В ней числится 21 учащийся.
С 1915 года в Ильтяково было начальное училище в котором обучалось 37 мальчиков и 16 девочек. Детей школьного возраста в селе-85. Учитель Екатерина Павловна Успенская.
В 1818-19уч.году открыта единая советская трудовая школа I степени. Учителя: Успенская Екатерина Павловна, дочь священника Успенского П.И., окончившая Епархиальное училище, и Кнутарева Ольга Александровна, уроженка села Крестовское, окончившая 7 классов гимназии. Обучается мальчиков -34,девочек-12. Обучающихся разделили на три группы.
В 1921 году в школе обучалось 37 учеников, учителем работала Кнутарева Ольга Александровна. Которая в декабре 1921 года была откомандирована в партийную школу. После неё учителем работал в 1922 году Попов Ферапонт Антонионович. Он имел двухлетний стаж работы, по политическим взглядам- анархист, закончил учительскую семинарию.
В 1922 году в школе обучалось 55 человек:38 мальчиков и 17 девочек. В эти годы при школе был создан школьный совет из 7 человек. В него входили представители от сельского совета, коммунистов и учащихся. Председателем данного совета в 1921 году был Кузьминых Андрей Степанович.
В 1922-23 годах занятия в школе не велись из-за отсутствия учителя.
В 1923 году в школу приехал Суханов Павел Дмитриевич 1891 года рождения. К моменту приезда Павел Дмитриевич имел 13 летний стаж работы и 2-х годичные педагогические курсы. Сохранился отчет о работе школы за 1923-24 уч.год. «Ильтяковская школа 1924год1 июля. Точных данных времени возникновения школы нет, из опросов местных жителей выяснилось, что первоначально школа была открыта 1885-86 годах и это была « Школа грамоты». Каковая годов через 10 была преобразована (1895г.) в Церковно-приходскую школу. В 1900 году в земскую, последняя в 1915 году была преобразована в Ильтяковскую школу I ступени.
Население, в каковом находится школа, исключительно земледельческое, других занятий у населения почти нет. Население занимается сельским хозяйством. Из промышленных центров к школе будет 35 верст до г.Шадринска. Педагог при школе А.Д Суханов, он хорошо разбирается в сельском хозяйстве. В нынешнем году школа планирует засеять ? десятины пшеницы, ? десятины ржи, 200 кв.сажень картофеля в огороде. При школе есть школьный совет из 5 человек и комитет содействия-4 человека. Из более важных вопросов рассматривались следующие вопросы:
В 1923-24 году школа состояла из 2 классных комнат, раздевалки, кухни и кладовки. В школьной библиотеке находилось 20 книг, из которых допущено ГУСОМ-3. В 30-е годы в школе работали Т.Березина, В.Богородицкая, Коровина А.В., Охапкин А.Д.
Из письма учительницы начальной школы Коровиной Анны Владимировны (1985г)
В деревню я приехала в 1935 году после окончания педагогического техникума и стала работать в школе. В комсомол я вступала 1935 году в Шадринском педагогическом техникуме. В деревне в то время не было комсомольской организации. По поручению райкома комсомола мне пришлось вновь организовывать комсомольскую ячейку. В то время мне было 18 лет. Пришлось работать с молодежью. Вступать в комсомол стали в первую очередь мальчишки, так-как девочкам не разрешали мамы. Могу назвать несколько человек: Кузьминых Михаил Николаевич, Кузьминых Павел, Кузьминых Яков Николаевич, Алексей Николаевич и другие. Конечно, их было больше, но я уже не помню. Знаю, что все были мальчишки, а я одна их вожак. Принимать в комсомол приходилось ехать на бюро райкома в города Шадринска, вот и ездили по 1-2 человека на лошади зимой. Ребята были все сильные, здоровые, работали в колхозе на самых трудных и тяжелых работах. Зимой на лесозаготовках,весной посевная и уборочная работали на быках, на коровах.По вечерам собирались в клуб, где горела керосиновая лампа без стекла «Мигушка» так ее называли тогда и больше ничего. Никакой музыки, радио не было, кино только немое и то его ждали с нетерпением, когда привезут. Хочу сказать что пьянок, хулиганства не было в клубе. Культуру организовывали сами, самодеятельность какую могли, постановку самую доступную в те времена, сочиняли частушки деревенские, критиковали кое-кого . Танцы, пляски своего рода, и все это выполнялось под русскую гармошку.У меня в школе еще была пионерская организация. Дети очень любили заниматься физкультурой. Я как самая молодая из учителей учила их, чему могла.Готовили физические выступления на деревенской сцене. В этих выступлениях участвовали все девочки.И вот, так жили, жили вроде хорошо и весело, я детей любила, они меня уважали.Но вот началась жестокая война.Тут все пошло иначе, все трудно сказать и объяснить, что было во время войны. Ученики стали плохо посещать школу потому, что были голые и голодные сидели на печке, а учиться хотели. Хочу напомнить какие условия были в школе в военное время. Правда в школе было тепло и чисто.Своими силами с помощью колхоза организовали горячий обед, там картошка, капуста и все, ради этого дети стали приходить в школу. Писать приходилось на старых книгах и газетах между строчками разводили сажу, книг было по одному учебнику на класс.Работать приходилось всегда с двумя классами одновременно 1-3 или2-4так как учителей было мало.Экзамены 4 класс сдавали почти по всем предметам, кроме русского и арифметики были история, география, естествознание. Каникул в то время не было, все работали от мала до велика картошку сажали, пололи собирали колоски и т.д.
В суровые 40-е годы пришел в школу, после ранения Уваров Иван Лаврентьевич.29 лет он посвятил обучению и воспитанию самых маленьких, учащихся начальных классов. Иван Лаврентьевич отдавал детям не только знания, но и готов был пожертвовать ради них жизнью. В 1973 году он спас Уварова Сергея, который тонул в реке. Долго после этого он лежал в больнице, а в октябрьские праздники ему вручили медаль «За спасение утопающих», которую он считал одной из самых дорогих из восьми правительственных наград.
· Вместе с ним работали Заостровных Елена Евсеевна, в 50-е годы Жакова Татьяна Степановна. В 60-е годы Коровина Дия Ефимовна.
Презентации для вечера.
Из истории Ильтяковской школы.
(архивный материал собран и систематизирован Бахаревой С.А.)
В конце 19 века русское правительство уделяет большое внимание системе образования. В связи с этим по всему Шадринскому уезду начинают открываться «Школы грамоты» не только в больших, но и в маленьких селах.
Из архивных данных известно, что в 1895-1896 годах Священник Кокоринской церкви Павел Иванович Успенский открыл в деревне Ильтяковой «Школу грамоты».В ней обучались 40 человек, 30 мальчиков и 10 девочек. Учителем был сын псаломщика Василий Смирнов. Школа была церковно-приходская. На содержание Ильтяковской школы грамоты от Священного синода поступило111рублей, от церкви 25 рублей.
В 1900 году школа преобразуется в земскую. В ней числится 21 учащийся.
С 1915 года в Ильтяково было начальное училище в котором обучалось 37 мальчиков и 16 девочек. Детей школьного возраста в селе-85. Учитель Екатерина Павловна Успенская.
В 1818-19уч.году открыта единая советская трудовая школа I степени. Учителя: Успенская Екатерина Павловна, дочь священника Успенского П.И., окончившая Епархиальное училище, и Кнутарева Ольга Александровна, уроженка села Крестовское, окончившая 7 классов гимназии. Обучается мальчиков -34,девочек-12. Обучающихся разделили на три группы.
В 1921 году в школе обучалось 37 учеников, учителем работала Кнутарева Ольга Александровна. Которая в декабре 1921 года была откомандирована в партийную школу. После неё учителем работал в 1922 году Попов Ферапонт Антонионович. Он имел двухлетний стаж работы, по политическим взглядам- анархист, закончил учительскую семинарию.
В 1922 году в школе обучалось 55 человек:38 мальчиков и 17 девочек. В эти годы при школе был создан школьный совет из 7 человек. В него входили представители от сельского совета, коммунистов и учащихся. Председателем данного совета в 1921 году был Кузьминых Андрей Степанович.
В 1922-23 годах занятия в школе не велись из-за отсутствия учителя.
В 1923 году в школу приехал Суханов Павел Дмитриевич 1891 года рождения. К моменту приезда Павел Дмитриевич имел 13 летний стаж работы и 2-х годичные педагогические курсы. Сохранился отчет о работе школы за 1923-24 уч.год. «Ильтяковская школа 1924год1 июля. Точных данных времени возникновения школы нет, из опросов местных жителей выяснилось, что первоначально школа была открыта 1885-86 годах и это была « Школа грамоты». Каковая годов через 10 была преобразована (1895г.) в Церковно-приходскую школу. В 1900 году в земскую, последняя в 1915 году была преобразована в Ильтяковскую школу I ступени.
Население, в каковом находится школа, исключительно земледельческое, других занятий у населения почти нет. Население занимается сельским хозяйством. Из промышленных центров к школе будет 35 верст до г.Шадринска. Педагог при школе А.Д Суханов, он хорошо разбирается в сельском хозяйстве. В нынешнем году школа планирует засеять ? десятины пшеницы, ? десятины ржи, 200 кв.сажень картофеля в огороде. При школе есть школьный совет из 5 человек и комитет содействия-4 человека. Из более важных вопросов рассматривались следующие вопросы:
- О приобретении учебников и письменных пособий
- Доставка дров в школу
- Приобретение семенных материалов для школы
- Наем нового помещения под школу
- Ремонт взятого помещения под школу
В 1923-24 году школа состояла из 2 классных комнат, раздевалки, кухни и кладовки. В школьной библиотеке находилось 20 книг, из которых допущено ГУСОМ-3. В 30-е годы в школе работали Т.Березина, В.Богородицкая, Коровина А.В., Охапкин А.Д.
Из письма учительницы начальной школы Коровиной Анны Владимировны (1985г)
В деревню я приехала в 1935 году после окончания педагогического техникума и стала работать в школе. В комсомол я вступала 1935 году в Шадринском педагогическом техникуме. В деревне в то время не было комсомольской организации. По поручению райкома комсомола мне пришлось вновь организовывать комсомольскую ячейку. В то время мне было 18 лет. Пришлось работать с молодежью. Вступать в комсомол стали в первую очередь мальчишки, так-как девочкам не разрешали мамы. Могу назвать несколько человек: Кузьминых Михаил Николаевич, Кузьминых Павел, Кузьминых Яков Николаевич, Алексей Николаевич и другие. Конечно, их было больше, но я уже не помню. Знаю, что все были мальчишки, а я одна их вожак. Принимать в комсомол приходилось ехать на бюро райкома в города Шадринска, вот и ездили по 1-2 человека на лошади зимой. Ребята были все сильные, здоровые, работали в колхозе на самых трудных и тяжелых работах. Зимой на лесозаготовках,весной посевная и уборочная работали на быках, на коровах.По вечерам собирались в клуб, где горела керосиновая лампа без стекла «Мигушка» так ее называли тогда и больше ничего. Никакой музыки, радио не было, кино только немое и то его ждали с нетерпением, когда привезут. Хочу сказать что пьянок, хулиганства не было в клубе. Культуру организовывали сами, самодеятельность какую могли, постановку самую доступную в те времена, сочиняли частушки деревенские, критиковали кое-кого . Танцы, пляски своего рода, и все это выполнялось под русскую гармошку.У меня в школе еще была пионерская организация. Дети очень любили заниматься физкультурой. Я как самая молодая из учителей учила их, чему могла.Готовили физические выступления на деревенской сцене. В этих выступлениях участвовали все девочки.И вот, так жили, жили вроде хорошо и весело, я детей любила, они меня уважали.Но вот началась жестокая война.Тут все пошло иначе, все трудно сказать и объяснить, что было во время войны. Ученики стали плохо посещать школу потому, что были голые и голодные сидели на печке, а учиться хотели. Хочу напомнить какие условия были в школе в военное время. Правда в школе было тепло и чисто.Своими силами с помощью колхоза организовали горячий обед, там картошка, капуста и все, ради этого дети стали приходить в школу. Писать приходилось на старых книгах и газетах между строчками разводили сажу, книг было по одному учебнику на класс.Работать приходилось всегда с двумя классами одновременно 1-3 или2-4так как учителей было мало.Экзамены 4 класс сдавали почти по всем предметам, кроме русского и арифметики были история, география, естествознание. Каникул в то время не было, все работали от мала до велика картошку сажали, пололи собирали колоски и т.д.
В суровые 40-е годы пришел в школу, после ранения Уваров Иван Лаврентьевич.29 лет он посвятил обучению и воспитанию самых маленьких, учащихся начальных классов. Иван Лаврентьевич отдавал детям не только знания, но и готов был пожертвовать ради них жизнью. В 1973 году он спас Уварова Сергея, который тонул в реке. Долго после этого он лежал в больнице, а в октябрьские праздники ему вручили медаль «За спасение утопающих», которую он считал одной из самых дорогих из восьми правительственных наград.
· Вместе с ним работали Заостровных Елена Евсеевна, в 50-е годы Жакова Татьяна Степановна. В 60-е годы Коровина Дия Ефимовна.
Презентации для вечера.
Как здорово и важно для будущих поколений, что вы собрали этот материал! Дай Бог, чтобы детки всегда были в вашем селе и, чтоьы всегда было кому учиться в вашей школе!
ОтветитьУдалитьЛена, спасибо за добрые пожелания! Должны быть дети на селе!
Удалить